Адаптация детей

/ Просмотров: 1723

Все мы знаем, что наиболее сложный период для детей и родителей - это период адаптации.

  Оформляя ребёнка в детский сад, родители переживают: как его встретят? Будет ли ему хорошо?

  Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно.

В чём же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.

  3. Неумение занять себя игрушкой.

  4. Не сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми  и взрослыми.

  В период адаптации, вы, родители, можете помочь своему ребёнку:

1.     Поддерживать и поощрять инициативу ребёнка в общении со взрослыми (просьбы типа «Почитай мне», «Покажи мне», «Поиграй со мной»...)

 По возможности расширять круг общения малыша, помочь преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание на действие и поведение взрослых людей, вызывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в совместную игру.

3. Развивать подражательность в действиях ребёнка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.

5. Не оставлять без внимания ни одного факта физической или вербальной агрессии ребенка в адрес сверстников. Установить четкие нормы: нельзя бить и обижать других детей, отнимать у другого ребенка игрушку, ломать постройки другого ребенка без его согласия.

6. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в детский сад.

7. Приучать к самообслуживанию, прививать культурно-гигиенические навыки, поощрять попытки самостоятельных действий:

   - самостоятельно пользоваться столовыми приборами: кушать ложкой,  

      пить из кружки и т.п.

    - самостоятельно умываться, используя необходимые   предметы гигиены:   

      мыло, полотенце

   - самостоятельно одеваться, соблюдая правильную очередность вещей

 

 

  Наглядным примером должны выступать родители. Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребёнка в осваиваемых действиях, поощрять его, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

1.     Создайте условия для спокойного отдыха ребенка В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его нервную систему.

2.     В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется приходить в этот сад или группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

3.     В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить ему поспать чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется выспаться, значит, режим сна у вас организован неверно и, возможно, ваш ребенок слишком поздно ложится вечером.

4.     Не отучайте ребенка от вредных привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

5.     Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!

6.     Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-зи перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что плачет и не хочет идти в детский садик.

7.     Дайте в садик небольшую игрушку( лучше мягкую; также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме, и т.п.).Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке- заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.

8.     Призовите на помощь сказку или игру.  Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете «протиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется!

9.     Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно.  Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

10.                       Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду - раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик.

11.                       Пусть ребенка в детский сад отволдит тот родитель или родственник ( по возможности), с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родетеле ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

12.                       Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.

13.                       Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.

 

СОВЕТЫ МАМЕ

 

1.     Будьте уверенной в том, что посещение детского сада действительно нужно семье.Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в детский сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И ребенок, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

2.     Поверьте, что ребенок на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это ипытание выдержать. Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком - с Вами! Он пока не знает, что Вы обязательно придете, еще не установился режим. Но Вы то знаете! Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плачь - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье».

3.     Воспользуйтесь помощью. Если в саду есть психолог, то может помочь не только (и не сколько) ребенку, сколько вам, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода. Такую информацию вам может дать, как у воспиталель, так и у психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации.

4.     Заручитесь поддержкой. Вокруг вас есть другие мамы, переживающие те же чувства в этот период, что и Вы. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя!

 

Информацию подготивила педагог-психолог: Штольц М.А

 

Используемая литература: Журнал: « Справочник педагога-психолога».Издательство ЗАО «МЦФЭР»; №1 ; 2001г. 



Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)