Причины речевых нарушений

/ Просмотров: 668

Чтобы решить проблему, надо знать ее причины.

Причины могут быть такие: слабый речевой слух и неразвитая артикуляция.

Причина 1.

Слабый речевой слух

Речевой слух - способность разобрать, из каких звуков состоит сказанное слово.

Представьте, что я сыграла вам отрывок из сонаты Бетховена и попросила перечислить все ноты. Даже если раньше вы их слышали, в музыкальном отрывке вряд ли разберете, где До, а где Си в миноре. С этим справится профессиональный музыкант.

Ребенку также сложно разобрать, где Б и П в устной речи.

Речевой слух влияет на грамотность: если ребенок различает звуки, он переведет их в буквы и напишет слово правильно.

Чтобы проверить речевой слух, скажите слово и попросите ребенка повторить его или сказать по буквам.

Сложно проверить слух, если ребенок еще не выговаривает все звуки. Скажешь ему "шляпа", а он в ответ - "ляпа". То ли не расслышал "Ш", то ли не может выговорить.

В этом случае пригодятся картинки со словами, которые отличаются одним звуком: уТочка-уДочка, Точка-Бочка. Назовите слово и попросите ребенка показать правильную картинку.

Причина 2.

Неразвитая артикуляция

Артикуляция-это способность произносить звук правильно и чётко.

Представьте, что вам нужно сыграть на скрипке или провести операцию на мозге: ваши пальцы должны быть очень гибкими и чувствительными, движения точными и уверенными. Без предварительной подготовки вы не справитесь. Для детей речь-это как игра на скрипке или операция на мозге.

Чем лучше развита артикуляция, тем быстрее и легче ребенок научится говорить четко и правильно.

Послушайте, как ребенок говорит. Мямлит, "шамкает", "каша во рту" - признаки слабой артикуляции. Наблюдайте за ребенком: широко ли открывает рот, далеко ли высовывает язык, четкие ли движения игры, которые вам пригодятся:

Если ребенок не понимает задачу - покажите. Иногда детям проще выполнить упражнение перед зеркалом.

Научиться говорить также сложно, как оперировать или играть сонаты Бетховена.

Вы можете помочь ребенку и для этого не надо быть логопедом. Внимательно наблюдайте за ним и вовремя помогайте, если не справляется.