ПРОЕКТ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



 

ПРОЕКТ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад №38» «Белочка»

комбинированного вида - II категория

 

 

Содержание образовательной программы

I  Пояснительная записка

Ведение

1.1  Возрастные и индивидуальные  особенности  контингента детей, воспитывающихся

МБДОУ «Детский сад №38 «Белочка»

1.1.1. возрастные  и индивидуальные  особенности  развития детей третьего года жизни

1.1.2. возрастные и индивидуальные  особенности  развития детей четвертого года жизни.

1.1.3. возрастные и индивидуальные особенности  развития детей пятого года жизни.

1.1.4. возрастные  и индивидуальные особенности развития детей шестого года жизни.

1.1.5. возрастные  и индивидуальные особенности развития детей седьмого года жизни.

1.2. Содержание образовательного процесса в ДОУ

1.3.  Цели и задачи МБДОУ  «Детский сад №38 «Белочка»  по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.4  Принципы и подходы к образованию программы.

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

2.1 Организация режима пребывание детей в каждой возрастной группе                                                                       МБДОУ «Детский сад №38 «Белочка»

2.2 . Модель организации образовательного процесса

2.2.1. Модель организации образовательного процесса во второй младшей группе;

2.2.2. Модель организации образовательного процесса в средней группе;

2.2.3. Модель организации образовательного процесса в старшей группе;

2.2.4. Модель организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе

2.3. Учебный план МБДОУ  «Детский сад №38 «Белочка»

2.4. Модель воспитательно - образовательного процесса

3. Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей

3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура»

3.2.Содержание образовательной области «Здоровье»

3.3 .Содержание образовательной области «Безопасность»

3.4 .Содержание образовательной области «Социализация»

3.5 .Содержание образовательной области «Труд»

3.6 .Содержание образовательной области «Познание»

3.7 .Содержание образовательной области «Коммуникация»

3.8 .Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы

3.9 .Содержание образовательной области «Художественное творчество»

3.10. Содержание образовательной области «Музыка»

4. Перечень программ, технологий, методических  пособий, необходимых для осуществления воспитательно - образовательного процесса.

5. Содержание коррекционной работы

6. Планируемые   результаты  освоения   основной  общеобразовательной  программы МБДОУ  «Детский сад №38 «Белочка»

6.1 Планируемые промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы с детьми 1 младшей группы

6.2 Планируемые промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы с детьми 2  младшей группы

6.3 Планируемые промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы с детьми  средней  группы

6.4 Планируемые промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы с детьми старшей  группы

6.5 Планируемые промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы с детьми подготовительной   группы

7.Система  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения воспитанниками основной  образовательной  программы МБДОУ   «Детский сад №38 «Белочка»

  8.Условия реализации программы

8.1 Формы сотрудничества с семьей

8.2 Создание предметно - развивающей среды

8.3 Повышение квалификации педагогов                                                                                                    

Перечень нормативных правовых документов, необходимых  по разработке образовательной программы учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

 

 

Федеральное законодательство

  • «Закон об образовании РФ» (Принят 10июля1992года N3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 г. № 91), Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 декабря 2010 г. N 19342;
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);
  • «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» (№ 03-132 от 27.01. 2009);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ « О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (21 октября 2010 г. № 03 - 248)
  • Письмо Министерства образования Пермского края «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (СЭД-26-01-21-1641 от 17.11.2010);
  • Приказ управления образования.

 

    Локальные документы

  • «Устав МБДОУ «Детский сад №38 «Белочка»;
  • Приказ заведующей МДОУ « Об утверждении плана - графика мероприятий по введению в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2011-2013 г);
  • Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серии

 

 1. Пояснительная записка

 

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38 «Белочка» города Чусового.

    Адрес: улица Чайковского, 4 «В»

    Телефон (факс): 4 10 28

    МБДОУ «Детский сад №38 «Белочка» находится в здании, построенном по типовому проекту, и расположено в новой части  города Чусового.

    МБДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ

 «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном  общеобразовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666, Уставом МДОУ № 38 «Белочка». Учредителем является Управление образования администрации  Чусовского района Пермского края.

    Режим работы МДОУ установлен Учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования.

    Рабочая неделя - 5 дневная.  Режим работы 10,5 часов.

    График работы с  7.30 - 18.00 часов.

    Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни.

    Для детей организовано 3 - х разовое горячие питание.

    Руководит дошкольным учреждением Бажина Мария Викторовна.

    МБДОУ «Детский сад №38 «Белочка» находится в 2- этажном  здании, построенном по типовому проекту в 1974 году.

    В МБДОУ имеются:  музыкальный и спортивный залы, групповые комнаты, спальни, кабинеты заведующего, методический, логопеда, психолога, театрализованная комната, конструкторская, медицинский кабинет, изолятор, прачечная, пищеблок.

   Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам, имеется физкультурная площадка.

    Здание рассчитано по проекту на 12 групп 220 детей.

    Фактический списочный состав 205 детей.    

    Все группы  комплектуются на основании направления  Управления образования администрации  Чусовского района Пермского края.  Взаимодействие с семьями осуществляется на основании договора между родителями и МДОУ, где четко определены права и обязанности каждой из сторон.

    Цель образовательной деятельности МБДОУ:

Повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГТ.

    Деятельность МБДОУ направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка.

Воспитательно - образовательная работа построена на основе

медико - психолого - педагогической диагностики с учетом склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.

 

 

    Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.

     В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.

    В ДОУ при участии педагогов (воспитатели, педагог - психолог, инструктор по физической культуре, учитель - логопед)  медицинской сестры обеспечивается коррекция физического, речевого и  психического развития детей с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

    Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Программы «Радуга»  под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьевой коллектив ДОУ считает главной целью всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка - дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

    Пребывание в детском саду должно способствовать тому, чтобы ребенок  осознал свой  общественный статус, у него сформировалось умение решать конфликты, находить гуманистические способы достижения цели. Учитывая, что источником и движущей силой развития личности является реальная  самостоятельность ребенка, в учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт.

    Большая роль в работе с детьми отводится ознакомлению с природой, экспериментированию и опытнической работе, так как это развивает интеллект ребенка, его познавательную сферу, дает реальную возможность для анализа, сравнения, развития логического мышления, моделирования, оценки реального результата.

    Педагоги творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое и познавательно - речевое во взаимосвязи.

     Руководствуясь вышеуказанными положениями, коллектив ДОУ решает следующие задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию в семье и детском саду;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и школы.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей.  

Для обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в ДОУ большое значение имеет правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.).

Психологическая готовность к школе понимается как определенный уровень зрелости следующих сфер развития (Н.И. Гуткина):

1.   Интеллектуальная зрелость, отражающая функциональное созревание структур головного мозга, обеспечивающих перцептивную зрелость, дифференцированное восприятие обусловливающих переработку и сохранение разнообразной информации (Г. Герцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йиерасик).

2.   Эмоциональная готовность как уменьшение импульсивных реакций, произвольность и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное дело, умение строить свое поведение в соответствии с системой правил и инструкций (Г. Герцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йиерасик, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина).

3.   Социальная зрелость как потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика (Г. Герцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йиерасик), как сформированность у ребенка отношения к учителю как ко взрослому и умения устанавливать равноправные отношения со сверстниками (И.В. Дубровина), отношение ко взрослому, к сверстнику и себе (Е.Е. Кравцова); социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости необходимости учения (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков).

4.   Мотивационная готовность как желание ходить в школу, приобретать новые знания и занимать новую социальную позицию (И.В. Дубровина), как новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со сверстниками и со взрослым на новом уровне (Л.И. Божович).

Определяющую роль имеет мотивационная составляющая, так как произвольность, обеспечивающая успешность ребенка в процессе обучения, является функцией именно мотивации (Н.И. Гуткина).

 

 

 

                                              Количество возрастных групп

 

Группы

Возраст

Количество                групп

Число мест

Количество

детей

Группы раннего возраста

 

2 - 3 года

 

3

 

45

 

47

Младшая группа

3 - 4 года

2

40

40

Средняя группа

4- 5  лет

2

40

41

Старшая группа

5 - 6 лет

2

40

38

Подготовительная к школе группа

6 - 7лет

1

20

21

Логопедическая

6 - 7 лет

1

12

16

Всего:

 

           11

      197

        203

 

    Количество возрастных групп - 11, из них:

    • 8 групп  дошкольного возраста (1 группа - логопедическая).

    • 3 группы детей  раннего возраста.

 

     В ДОУ организовано бесплатное дополнительное образование по следующим направлениям:

 

    Направление

 

  Количество детей

 

  Ф.И.О педагога

Родительский клуб

«Скоро в школу»

 

           21 + 16

педагог - психолог

Кружок «Пчелка» - ручной труд

 

           21 + 16

воспитатели подгот. групп

Кружок «Здоровье» - осанка, плоскостопие

 

            13 + 5

инструктор по ф/культуре

 

    Детский сад работает по комплексной программе «Радуга» автор Т.Н. Доронова, раздел физическая культура по региональной  программе «Система» автор Л. Пустынникова, музыкальное воспитание:  программа под редакцией М.А. Васильевой.

Используются парциальные программы:

Программа «Безопасность» - О.Л. Князева, со 2 младшей группы;

Программа «Социальное развитие» - Л.В Коломийченко, со 2 младшей группы;

Программа «Этическая культура» - А.И Шамшурина, со 2 младшей группы;

Программа «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких (подготовительная группа);

Коррекционная программ для логопедической группы -

авторы Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, работают 2 учителя - логопеда.

Комплект диагностических материалов под редакцией академика РАО М.М. Безруких.

    Базовая ценность: здоровье

    Ребенок - уникальная развивающая личность. Его здоровье, интересы, потребности, право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг, - ценностная основа для организации всего образовательного процесса;

    Семья - основная среда личностного развития и образования ребенка.

Задача ДОУ - ориентироваться на ее образовательные потребности и запросы, выстраивать партнерские отношения с ней;

    Основа достижения успеха - командная работа всех сотрудников детского сада;

    Целеустремленность в достижении качества работы, развитие профессиональных достижений, ответственность.

    Образовательная программа  ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей  в возрасте от 1,5 до 7лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально - личностному, познавательно - речевому и художественно  - эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

 

 

Кадровое обеспечение деятельности ДОУ

 

    В ДОУ сформирован педагогически грамотный, работоспособный коллектив.

    Заведующий ДОУ имеет высшее образование, стаж работы -  14 лет, на руководящей работе -  4 года, имеет первую квалификационную категорию.

    В учреждении работают педагоги, постоянно повышающие свой педагогический уровень.

   Воспитательно - образовательный процесс ведут 20 педагогов:

   •  из них  14 воспитателей;  • педагог - психолог;  • учитель - логопед - 2;

   • музыкальный руководитель - 2;  • инструктор по физической культуре.

   Квалифицированную коррекцию нарушений в развитии осуществляют специалисты: учитель - логопед, педагог - психолог, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.

 

Сведения о педагогических  кадрах

 

Общее количество педагогов

Образование

Аттестационные

категории

воспитатели

специалисты

высшее

среднее специальное

среднее

В

I

II

б/к

14

6

3

16

1

2

3

8

7

 

 

  Педагогические кадры

 

Ф.И.О. педагогов

должность

пед. стаж

образование

документ об образовании

квалификационная

категория

 

1.

Бажина М.В.

заведующая ДОУ

    14

высшее

диплом

I

2.

Богабиева  С.Ф.

 

зам. зав. по ВМР

22

высшее

диплом

I

3.

Глаголева Т.И.

 

учитель- логопед

    39

высшее

диплом

В

4.

Урумбаева Л.И.

инструктор по ф/к

27

среднее специальное

удостоверение

I

5.

Климченко Т.А.

музыкальный руководитель

42

среднее специальное

диплом

          I

6.

Мухачева Г.И.

Педагог -психолог

17

высшее

диплом

В

7.

Аверина В.В.

воспитатель

40

среднее

специальное

диплом

II

8.

Арасланова Ш.М.

воспитатель

24

среднее специальное

диплом

           I                                                           

9.

Васева В.И.

воспитатель

29

 

среднее

аттестат

СЗД

10.

Дудина К.В.

воспитатель

1

Среднее

учится в пед. колледже

аттестат

б/к                                                

11.

Кропачева Е.М.

воспитатель

20

среднее специальное

удостоверение

СЗД

12.

Лаврова Л.А.

 

воспитатель

18

 

высшее

диплом

СЗД

13.

Леванова Е.В.

воспитатель

2

Среднее

специальное

диплом

б/к

14.

Радыгина Л.А.

воспитатель

34

 

среднее специальное

диплом

II

15.

Пермякова О.В.

воспитатель

1

среднее

учится в пед. колледже

аттестат

б/к

16.

Калинкина Л.М.

воспитатель

28

среднее специальное

диплом

СЗД

17.

Моргунова Ю.М.

воспитатель

1

среднее специальное

диплом

б/к

18.

Кулагина Е.А

воспитатель

1

высшее

Диплом

б/к

19.

Тюрнина М.А.

воспитатель

1

Среднее специальное

диплом

б/к

20.

Иванова В.М.

воспитатель

13

Среднее специальное

Диплом

СЗД

21.

Боскина А.А.

воспитатель

1

Среднее техническое

диплом

б/к

22.

Ральникова Е.А.

воспитатель

10

Среднее специальное

Диплом

б/к

 

    МБДОУ «Детский сад» №38 «Белочка» укомплектован кадрами полностью.

    Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяет сделать выводы о том, что коллектив ДОУ:                                                                                              Ø  сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической   культуры;

Ø стабилен;

Ø работоспособный, опытный и одновременно перспективный;

Ø детский сад полностью укомплектован сотрудниками.

    Педагогическое мастерство педагоги повышают через посещение КПК, методические объединения, ресурсные центры, самообразование, творческие группы, консультации, открытые просмотры, как в своем саду, так и в других ДОУ, семинары - практикумы, участие в конкурсах как внутри д/с, так и на городском и муниципальном уровне.

 

 

Сведения о семьях детей, посещающих МБДОУ

 «Детский сад №38 «Белочка»

 

Критерии

2010 - 2011 г.

2011 -2012 г.

2012 - 2013

Общее количество семей

203

208

224

Из них: полных

147

153

161

неполных

57

55

45

многодетных

12

14

18

проблемных

-

 

1

опекунство

1

2

1

Образовательный уровень родителей

 

 

 

высшее образование

101

104

117

среднее специальное

128

131

135

среднее образование

          103

101

101

незаконченное высшее

4

6

9

Социальный состав

 

 

 

Служащие

90

87

158

Интеллигенция

48

66

34

Рабочие

132

137

167

Предприниматели

12

14

10

Неработающие

5

4

45

 

Социальный состав семьи

 

Группа

Количество семей

Семья из 2 поколений

Семья из 3 поколений

полная

неполная

полная

неполная

I младшая А

17

15

2

 

 

I младшая Б

16

13

3

 

 

I младшая В

16

11

5

 

 

II младшая А

21

16

5

 

 

II младшая Б

22

19

3

 

 

Средняя  А

21

19

2

 

 

Средняя Б

23

16

7

 

 

Старшая «А»

23

14

9

 

 

Старшая «Б»

22

18

4

 

 

Логопедическая

19

16

3

 

 

Подготовительная

24

18

6

 

 

 

 

 

                                          Уровень образования родителей

 

Группа

Количество семей

Высшее образование

Незаконченное

высшее образование

Среднее специальное образование

Среднее образование

мать

отец

мать

отец

мать

отец

мать

отец

I младшая А

15

4

4

1

1

5

3

5

1

I младшая Б

14

4

4

1

-

4

1

5

5

I младшая В

15

3

1

2

1

8

7

3

3

II младшая А

21

10

6

2

-

7

6

3

5

II младшая Б

21

5

-

-

-

3

5

13

12

Средняя  А

21

11

5

-

-

5

6

6

7

Средняя Б

21

7

2

-

-

8

11

1

4

Старшая

22

9

5

2

-

11

6

2

1

Логопедическая

15

5

4

-

-

7

4

3

1

Подготов. А

21

6

6

-

-

8

2

7

4

Подготов. Б

21

5

2

-

-

8

6

8

2

                     

 

 

                  

Детский сад посещают дети из полных семей, многодетных, одиноких родителей.

 

 

2010- 2011

2011 - 2012

2012- 2013

Девочки

102

109

104

Мальчики

100

94

120

Полная

147

153

161

Многодетная

12

14

18

Неполная

57

55

45

Всего детей

203

208

224

 

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ №38 «Белочка»

 

    Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Этот период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий  жизнь.

Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

    Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

    Содержание психолога - педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст - от 2  до 3 лет (первая младшая группа), от 3 до 4 лет (вторая младшая группа), средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

 

Первая младшая группа (2 - 3года)

 

    В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый.

От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги,

тепла или покинутости, радости или уныния.

    На третьем году жизни дети  становятся самостоятельнее.

 Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно -  действенное мышление.

    Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

    Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности  в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания,  но и образца, регулирующего собственную активность  ребенка.

    В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.  Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не

только инструкцию, но и рассказ взрослых.

    Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000 - 1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

    Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия.

Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами - заместителями.

    Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой- либо предмет.

    К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух - трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

    Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

    Основной формой мышления становится наглядно -  действенная.

 Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией  с именем и полом.

    Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

    Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений:

негативизмом, упрямством,  нарушением общения со взрослым и др.

Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

 

Вторая младшая группа (3 - 4 года)

 

    В возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

    Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий  с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только  начинают формироваться.

    Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут  использовать цвет.

    Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

 Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

    Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

     Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

    В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность.

Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться

в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

    Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 - 4 слова и 5 - 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

    Продолжает развиваться наглядно - действенное мышление.

 При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

    В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

    Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.

Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

    В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

 

    Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно - следственные отношения.

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются

ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

   Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать  изображения на бумагу и т.д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 - 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой  и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету;

выделить такие параметры, как высота, длина, ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти.

Дети запоминают до 7 -8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

    Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их  взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную  тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельности в течение 15 - 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких - либо действий несложное условие.

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.  Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок. Возникает ролевой диалог.  Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.  Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимодействия со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

 

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

 

 

    Ребенок  5 - 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5 - 6 лет дошкольники совершают избирательный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

    Несмотря на то что, как и в 4 - 5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова - оценки хороший - плохой, добрый - злой, они значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения  моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

    В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

    В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях о себе.

Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек - Паук», «Я буду, как принцесса»). В этом возрасте дети  в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнения товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками.

    В 5 - 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, имеет дифференциальное представление о своей принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми  разного пола в соответствии с этикетом. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. В 5 - 6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры  и строят свое поведение, придерживаясь роли.  В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия, ссылаясь на правила. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

    Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях девочек и мальчиков (у девочек - мягкие, плавные, уравновешенные, у мальчиков - более порывистые), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется  осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются.

    К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представлении я об основных свойствах  предметов еще более расширяются и углубляются.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В продуктивной деятельности могут изобразить задуманное. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения оттенков, накладывать одну краску на другую.

Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат - в несколько треугольников и т.п.), создавать из вырезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

    Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.

    Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

    Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение  20 - 25 минут вместе со взрослым.

    Объем памяти изменяется существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

    В 5 - 6 лет ведущее значение приобретает наглядно - образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

    Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

    На шестом году жизни происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Способны к анализу простых трехзвуковых слов.

Ребенок свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

    Круг чтения ребенка 5 - 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

    В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро и осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

 

 

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

 

    В целом ребенок 6 - 7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения.

Дети  способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный. Их социально - нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

    К 6 - 7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками , элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствии с погодой.

    Мотивационная сфера дошкольников 6 - 7 лет расширяется за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.  С развитием морально - нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки.

    К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения

в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях.  Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.

    Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, а также зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

    Большую значимость в этом возрасте приобретает общение между собой.

Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.

Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявит себя, привлечь внимание других к себе.

    В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениями о своей гендерной  принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения и др.) К 7 годам дошкольники владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, осознают относительность мужских и женских проявлений.

    В играх дети 6 - 7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль (например, медсестра выполняет распоряжение врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют ее указания).

    Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Совершенствуется ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония движениях рук и ног. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

    В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте, так и по цветовому тону.

Ребенок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия.

    К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность  деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

    В 6 - 7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что - то запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение.

    Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6 - 7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумать его до начала деятельности. 

    В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опержающим.

    Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании могут создавать цветовые оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приемы декоративного украшения.

    В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

    В аппликации дошкольники осваивают приемы вырезывания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при бумаги разных оттенков.

    Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

    Дошкольники 6- 7 лет проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

    В этом возрасте продолжает развитие  наглядно - образного мышления, которое позволяет ребенку решать сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений  о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно - образного мышления ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

    У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.  Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.

К 7 годам  появляется речь - рассуждение.

    К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6 - 7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации  о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком с разными родами и жанрами фольклора и художественной литературы и интуитивно ориентируется в них.

Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки.

Многие дошкольники  в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных. К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Место и значение книги в жизни - главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.

    Художественно - эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально- художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

    К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

2. Содержание образовательного процесса в ДОУ

 

    Содержание образовательного процесса выстроено  в соответствии с программой «Радуга».

    Авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон.

    Научный руководитель: Е.В. Соловьева

    Год издания: 1998 год.

 

 

«Маленький ребенок - это великое чудо,

это вечная загадка; это хрупкий мост

в наше будущее и прошлое одновременно»

 

    С этих слов начинается один из разделов программы «Радуга». Поистине все начинается с детства. Его часто называют «золотой», счастливой порой в жизни человека. Но это еще и самая ответственная пора, с которой связано множество проблем - как самого маленького человека, так и взрослых, занимающихся воспитанием детей.

    По программе «Радуга» автор Т.Н.Доронова ДОУ работает

с 1999 - 2000 учебного года.

    Программа направлена на решение трех основных задач:

§  сохранение и укрепление здоровья детей;

§  создание в детском саду условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка;

§  обеспечение возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

    «Радужные» дети это:

   - свободные, самостоятельные, активные дети, способные отстаивать  собственное мнение, достоинство и право на индивидуальность, проявляющие инициативу в деятельности и общении;

   - интеллектуально развитые, имеющие собственные познавательные интересы;

   -  эмоционально отзывчивые на состояние других людей, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;

   - подготовленные к переходу к учебе и жизни в следующей «социальной ситуации развития» - школе;

   - открытее для общения с взрослыми и друг с другом.

    Программа направлена на создание медико-психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, установление эмоционально благополучной обстановки в педагогическом коллективе, создание условий для инновационной деятельности.

    Ключевой фигурой в реализации программы является педагог.

Вся методическая, инновационная деятельность специалистов детского сада направлена на решение задач воспитания, обучения и развития ребенка. Для успешного решения данных задач  необходима организация педагогического всеобуча, обогащение педагогов знаниями не только из области педагогики и психологии, но и экологии, валеологии, культурологи, истории, географии и других наук, способствующих развитию ребенка.

Повышение квалификации предусматривается через обучение педагогов на курсах, работу в проблемных творческих группах и семинарах, а также через самообразование и поисковую деятельность.

    Программа направлена на повышение результативности управленческой деятельности детского сада по отработке механизмов реализации концепции дошкольного воспитания и временных образовательных стандартов, защите прав ребенка, обеспечение научного и интегрированного подхода к реформированию дошкольного учреждения, разработке нормативно - правовых документов, стимулированию педагогического труда, созданию условий, способствующих развитию инновационной деятельности, научно-методическому обеспечению педагогического процесса.

    Центром деятельности детского сада является ребенок. Усилия коллектива направлены на воспитание здорового ребенка, готового к школьному обучению. Для успешного обучения в школе, ребенок должен обладать целым рядом общих и специальных качеств.

    Одним из главных критериев, по которому можно оценить работу педагога, является  взаимодействие его с воспитанниками.

Наблюдая за взаимоотношениями педагог - ребенок, можно сразу определить, в какой модели работает воспитатель или специалист.

Педагоги работают в личностно- ориентированной модели.

    Для них, главными воспитательными задачами являются: те  нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и  умению жить среди людей.

И чтобы добиться положительных результатов, в ДОУ созданы необходимые условия: подобрана  художественная литература по нравственной тематике, демонстрационный материал.

    Свободная, комфортная обстановка, создаваемая на занятиях  и вне занятий, способствует естественному поведению детей, проявлению их истинных качеств.

    В каждой группе детского сада сформированы детские коллективы и способствует этому проведение различных совместных мероприятий, участие детей в кружковой работе, лыжные прогулки, тематические экскурсии и походы в музей, на выставки. Сотрудники ДОУ (как педагоги, так и персонал) создают благоприятный психологический микроклимат; во взаимодействии с ребенком активно используют поощрения; доброжелательно и доверительно обращаются с детьми; при этом учитывают индивидуальные особенности детей. Все это дает возможность детям -  дружить, доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам, сопереживать и быть внимательными друг к другу.

  Одна из центральных  задач программы «Радуга» - сохранение и укрепление здоровья детей. «Радуга» нацеливает нас на то, чтобы среда, в которой находится ребенок, не только не причинила ему вреда, но и наиболее адекватно соответствовала его физическим  и психическим особенностям, способствовала удовлетворению его разнообразных потребностей.             Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, регулируя физические нагрузки. Они внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на занятиях, стремятся пробудить интерес к занятиям, спортивным играм, привлекают родителей  к формированию у детей здорового образа жизни, организуют консультации,  беседы с родителями.

    Кроме традиционных занятий и подвижных игр на воздухе, инструктор по физической культуре совместно с воспитателями проводит тематические занятия, спортивные праздники, совместные развлечения детей и родителей. Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей: проводят утреннюю разминку, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры  в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники и недели здоровья.

    Для  профилактики и снижению заболеваемости детей в детском саду  используются разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, корригирующая гимнастика.

 

    Основные приоритетные направления деятельности образовательного учреждения : квалифицированная коррекция нарушения речи;

физкультурно - оздоровительная  и корригирующая работа с детьми.

Задачами приоритетного направления являются:

  • Осуществление своевременной квалифицированной коррекции отклонений в речевом развитии детей;
  • Осуществление физического развития детей и своевременная коррекция отклонений.

 

 

 

3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы

    Цели:

  • Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.
  • Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка.
  • Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

 

    Задачи:

1.     Способствовать физическому развитию детей.

2.     Формировать основы здорового образа жизни.

3.     Способствовать становлению деятельности

4.     Способствовать становлению сознания

5.     Закладывать основы личности

6.     Создавать атмосферу эмоционального комфорта

7.     Создавать условия для творческого самовыражения

8.     Создавать условия для участия родителей в жизни группы

9.     Организовывать яркие радостные общие события жизни группы.

 

 

4.     Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы

 

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

    Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого - педагогической и физиологической школы закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования;

    разработана в соответствии с культурно - историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

    направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально - личностное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое)  развитие;

    обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

     Программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:

- совместную деятельность взрослого и детей

- самостоятельную деятельность детей;

  • учитывает гендерную специфику детей дошкольного возраста;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

  • предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет;
  • обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

 

ЧАСТЬ 1 (инвариантная)

 

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

 

    Режим жизнедеятельности детей  дошкольного возраста  разработан на основе:

ü Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования   

      Приказ № 655 МО РФ от 23 ноября 2009 г.;

ü  СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 г.;

ü Изменений N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 декабря 2010 г. N 193

ü Программы  воспитания, образования и развития  детей в условиях детского сада «Радуга»  под  ред. Т.Н. Дороновой.

 

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия

 (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой (4 часа в день). При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

    Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию проводится с учетом требований СанПина, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

 

    В режим дня включены: образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу.

 

 

 

 

Общее время пребывания ребенка в детском саду

 

                                                   10,5 часов = 630 минут

  образовательная деятельность                                 присмотр и уход

    65 - 80% от 630 минут =                                      35 - 20% от 630 минут =

  = 410 - 504 минут                                                 = 220 - 126 минут

     ¯                        ¯                                                                    

  обязательная        вариативная                        

  часть:                    часть: ______  

не менее 80%         не более 20%

от ООП                    от ООП

 

 

 

 

Расчет времени в режиме дня на образовательную деятельность

время, предназначенное для образовательной деятельности

 

65 -80% от 630 минут

410 - 504 минут

                                              ¯                                                           ¯                                                       

                              обязательная часть                                 вариативная часть

                                       80%                                                              20%

                           = 328 - 408 мин.                                            = 82 - 101 мин.

                  ¯             ¯             ¯            ¯                                   ¯                  ¯

               НОД    ОД в РМ   СД      Взаимодейств.              Приоритет.   ДО

                                                            с семьей                         направ.

 

                 ¯               ¯             ¯                ¯                             ¯                   ¯

           СанПиН       88 -43     180-240     5-10%                   79-85           НОД

          30 -90 мин        мин.        мин.       30 мин.                 мин.        15-90 мин.

                                                                                                                   в неделю          

 

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

в младшей группе - 2 часа 75 мин. (165 мин.) - 10 НОД + 1  по ДО,

в средней группе - 4 часа (240 мин.) - 10 НОД + 2 по ДО,

в старшей группе - 6 часов 25 минут (375 мин.) - 13 НОД +  2 по ДО,

в подготовительной к школе группе - 9 часов  (540 мин.) - 15 НОД + 3 по ДО.

 

 

На образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов предусмотрено:

В группах детей в возрасте 3 - 4 года 45 % (213 мин.)

В группах детей в возрасте 4 - 5 лет  37 % (185 мин.)

В группах детей в возрасте 5 - 6 лет 34 % (185 мин.)

В группах детей в возрасте 6 - 7 лет 31 % (180 мин.)

 

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, вариативная часть -  20% общего объема Программы. Таким образом,

во второй младшей группе вариативная часть составляет 20% от ООП = 82 мин. в день, из них:

ü время, отведенное на дополнительное образование - 3 мин в день или  15 мин. в неделю;

ü время, отведенное на реализацию задач приоритетной деятельности ДОУ - 79 мин. в день или 395 мин. в неделю.

в средней группе вариативная часть составляет 20% от ООП = 88 мин. в день, из них:

ü время, отведенное на дополнительное образование -  8 мин в день или   40 мин. в неделю;

ü время, отведенное на реализацию задач приоритетной деятельности ДОУ -  81 мин. в день или  405 мин. в неделю.

  в старшей группе вариативная часть составляет 20% от ООП = 95мин. в день, из них:

ü время, отведенное на дополнительное образование -  10 мин в день или   50 мин. в неделю;

ü время, отведенное на реализацию задач приоритетной деятельности ДОУ -  83 мин. в день или  415 мин. в неделю.

  в подготовительной к школе группе вариативная часть составляет 20% от ООП =  101 мин. в день, из них:

ü время, отведенное на дополнительное образование - 18 мин. в день или 90 мин. в неделю;

ü время, отведенное на реализацию задач приоритетной деятельности ДОУ - 85мин. в день или  425 мин. в неделю.

 

    В группах детей в возрасте 3 - 4 года образовательная деятельность составляет 65% (410 мин.), присмотр и уход 35% (220 мин.)

    В группах детей в возрасте 4 - 5 лет образовательная деятельность составляет 70% (441 мин.), присмотр и уход 30% (189 мин.)

    В группах детей в возрасте 5 - 6 лет образовательная деятельность составляет 75% (473 мин.), присмотр и уход 25% (157 мин.)

    В группах детей в возрасте 6 - 7 лет образовательная деятельность составляет 80% (504 мин.), присмотр и уход  20% (126 мин.)

    Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется в утреннее и вечернее время общей продолжительностью 30 мин., что составляет 5- 10 % от времени реализации ООП.

    Самостоятельной деятельности детей в СанПин отводится 3 - 4 часа (180 - 240 мин.).

В группах детей в возрасте 3 - 4 года 29% (180 мин.)

В группах детей в возрасте 4 - 5 лет 32 % (200 мин.)

В группах детей в возрасте 5 - 6 лет 35% (220 мин.)

В группах детей в возрасте 6 - 7 лет 38% (240мин.)

 (согласно п. 2.13. приказа МО РФ №655 «В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов»).

На непосредственно образовательную деятельность отведено:

В группах детей в возрасте 3 - 4 года  9% (30 мин.)

В группах детей в возрасте 4 - 5 лет 11 % (40 мин.)

В группах детей в возрасте 5 - 6 лет 13 % (50 мин.)

В группах детей в возрасте 6 - 7 лет 22 % (90 мин.)

 

На образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов предусмотрено

В группах детей в возрасте 3 - 4 года 27% (88 мин.)

В группах детей в возрасте 4 - 5 лет  24% (83мин.)

В группах детей в возрасте 5 - 6 лет 21% (78 мин.)

В группах детей в возрасте 6 - 7 лет 11% (43мин.)

 

Общий допустимый дневной объем образовательной нагрузки  в блоке совместной деятельности взрослых и дете

 

Направление

развития детей дошкольного возраста

Возрастная группа

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Количество времени, в минутах

Физическое

40

47

60

73

Познавательно-речевое

37

51

70

84

Художественно-эстетическое

27

37

47

57

Социально-личностное

17

24

33

41

Всего:

121

(2 часа)

159

(2 часа 40 минут)

210

(3 часа 30 минут)

255

(4 часа 15 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим пребывания детей в младшей группе

(возраст детей: 3 - 4  года)

 

Режимные

моменты

Время

Длительность

Присмотр

и уход

НОД

ОД в РМ

СД

Взаимод.

с семьей

Утренний прием, осмотр, игры, УР

7.30 - 8.20

50

5

 

15

15

15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 - 8.55

35

25

 

5

5

 

Игры,

подготовка к НОД; НОД

 

8.55 - 9.20;

9.20 - 9.35

40

 

15

5

20

 

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры

9.35 - 12.10

155

90

 

25

40

 

Подготовка к обеду, обед

12.10 - 12.40

30

5

 

10

15

 

Подготовка ко сну, сон

12.40 - 15.00

140

130

 

5

5

 

Пробуждение, гигиенические

процедуры

15.00 - 15.20

20

5

 

5

10

 

Игры, самостоятельная деятельность

15.20 - 15.50

30

7

 

 

23

 

Подготовка к ужину, ужин

15.50 -

16.10

20

5

 

3

12

 

Подготовка к НОД, НОД

16.10 - 16.15;

16.15 - 16.30

20

5

15

 

 

 

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.30 - 18.00

90

25

 

15

35

15

 

 

630

302

30

88

180

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим пребывания детей в средней группе

(возраст детей: 4 -5  лет)

 

Режимные

моменты

Время

Длительность

Присмотр

и уход

НОД

ОД в РМ

СД

Взаимод. с семьей

Утренний прием, осмотр, игры, УР

7.30 - 8.30

60

10

 

15

20

15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 - 8.55

25

15

 

5

5

 

Подготовка к НОД; НОД

 

8.55 - 9.00;

9.00 -9.20;

9.30 - 9.50

55

5

40

 

10

 

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры

9.50 - 12.15

145

50

 

25

70

 

Подготовка к обеду, обед

12.15 - 12.50

35

20

 

10

5

 

Подготовка ко сну, сон

12.50 - 15.00

130

120

 

5

5

 

Пробуждение, гигиенические

процедуры

15.00 - 15.20

20

5

 

5

10

 

Игры, самостоятельная деятельность

15.20 - 15.50

30

 

 

 

30

 

Подготовка к ужину, ужин

15.50 -

16.15

25

12

 

3

10

 

Чтение, игры

16.15 - 16.50

35

15

 

5

15

 

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.50 - 18.00

70

25

 

10

20

15

 

 

630

277

40

83

200

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)