Словесные игры для детей

/ Просмотров: 1218

Словесные игры помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями, активизируют процесс извлечения из памяти, будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления.

И еще добрый совет. Собирайте игры. Наклейте каждую игру на картон, и поставьте в коробку. У вас получится картотека игр. Научите своего малыша играть в словесные и подвижные игры. Он сможет стать заводилой и лидером среди сверстников. Дети потянутся к нему, и будут уважать вашего ребенка

Игра 1. Узнай домашних животных

Инструкция. Слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает какое-то животное, показать картинку в Интернете.

Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

лиса, собака, обезьяна, заяц;

лошадь, тигр, енот, медведь;

петух, индюк, куропатка;

баран, лось, теленок, белка;

жираф, курица, коза;

утка, селезень, журавль;

синица, гусь, кролик;

слон, корова, рысь;

жеребенок, кошка, мышка;

свинья, кабан, землеройка;

крот, ягненок, уж;

цыпленок, волк, козленок;

бизон, сарай, овца.

Игра 2. Смысловые ряды

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

птица-гнездо, собака -…;

куртка-ткань, сапоги-…;

лошадь-жеребенок, корова-…;

книга-обложка, дом -…;

собака- щенок, человек-…;

каша-ложка, мясо-…;

лодка-вода, поезд-…;

белка-дупло, человек — …;

цветок-стебель, дерево-…;

окно-подоконник, шкаф — …;

береза-листья, сосна — …;

солнце-светло, ночь-…;

шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

Игра 3. Отгадай предмет

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

обложка, листы, картинки, буквы (книга);

ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);

дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

растения, садовник, забор, земля (сад);

подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);

спинки, матрас, ножки (кровать);

крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);

подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)

глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);

лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);

пол, стены, обои, потолок (комната);

кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);

подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

Игра 4. Что общее у предметов?

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

персик, слива (фрукты);

огурец, морковь (овощи);

стол, стул (мебель);

корова, коза (домашние животные);

шляпа, шапка (головные уборы);

тюльпан, роза (цветы);

кастрюля, сковорода (посуда);

шкаф, кровать (мебель);

платье, юбка (одежда);

дождь, снег (осадки);

сапоги, ботинки (обувь);

коза, свинья (домашние животные);

тарелка, ложка (посуда);

сорока, воробей (птицы);

Москва, …(название родного города) (города);

Волга, Дон (реки);

квас, фанта (напитки);

самолет, вертолет (воздушный транспорт);

автобус, троллейбус (наземный транспорт);

кошка, коза (домашние животные).

катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

тарелка, сковорода, чашка (посуда);

мяч, солнце, шарик (круглые);

сапоги, ботинки, туфли (обувь);

пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);

солнце, одуванчик, круг (круглые);

портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);

лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

Игра 5. Маленькие загадки

(развивает умение давать определения понятиям)

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).

Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).

Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).

Носят на ногах (обувь).

Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).

Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или бодее конкретно — шапки).

Игра 6. Отгадай название предмета по описанию

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.

Это фрукт желтого цвета; очень кислый.

Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.

Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.

Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.

Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.

Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.

Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.

Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

Игра 7. Отгадай и нарисуй.

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

лохматый, косолапый…;

маленький, звенящий, длинноносый…;

голодный, серый, зубастый, злой…;

большой, рогатый…;

злой, зубастый, зеленый…;

маленькая, ловкая, проворная…;

зеленая, пучеглазая…;

хищный, сильный, полосатый…;

ловкая, шумная, хвостатая…;

яркое, теплое…;

большой, серый, большеухий, толстоногий…;

маленький, черный, трудолюбивый…;

длиннохвостая, стрекочущая…;

серый, колючий….

Играйте в словесные игры и получайте пользу и удовольствие!

Желаю успехов!!!