Условия полоролевого воспитания ребенка

Тема: « Условия полоролевого воспитания ребенка»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей.

Половое воспитание – важная часть нравственного воспитания, требующая от взрослого особого такта и внимания.

В этом процессе ошибочными является наиболее распространенные подходы:

· подача ложных представлений

· подавление проявлений сексуального развития

Такие ошибки, являются как правило, следствием некомпетентности взрослых, которая может проявляться в следующих моментах:

[cut]

1. незнание особенностей психосексуального развития ребенка;

2. неадекватная реакция на проявления психосексуального характера;

3. неадекватные установки взрослого на взаимоотношения полов.

В процессе полового воспитания взрослые могут совершать следующие ошибки:

1. зажим естественных реакций, не только половых, но и непосредственно эмоциональных, что приводит к развитию холодности и излишней рассудочности;

2. излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, что препятствует приобретению необходимых навыков общения;

3. подавление интереса к противоположному полу;

4. сглаживание половых различий, сокрытие истинной информации.

Для осуществления психологически правильного воспитания необходимо знать возрастные особенности психосексуального развития ребенка-дошкольника.

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он, но еще не четко осознает, каким содержанием наполняются эти понятия. Это понимание приходит к нему под непосредственным и косвенным воздействием взрослых. Мальчикам чаще прощаются проявления агрессии, а девочкам открытое проявление слабости. Половая роль обусловливает и выбор игр, интересы, мечты, манеру поведения. В норме идентификация идет с родителем того же пола, что и ребенок. В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер развития мальчика, особенно если в круг его близкого общения не входит никто из взрослых мужчин: брат, дядя, дедушка. Типичное поведение представителей своего пола ребенок усваивает через непосредственные поведенческие проявления в поведении мужчин и женщин. Ребенок начинает подражать всему, как полезному, так и вредному, перенося это в свои игры.

В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых действий. Именно в игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки легче приспосабливаются к создавшейся ситуации и легче входят в нее. Мальчики более подвижны, их игры шумнее. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать потребность в лидерстве, интересы же девочек сосредоточены в большей степени на межличностных отношениях.

Особое место в психологии идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он начинает активно интересоваться телесной организацией людей в общем и своей в частности. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего «Я». Маленький ребенок непосредственен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед представителями своего пола. Стыдливость – естественный результат воспитательного воздействия цивилизации.

Как таковое сексуальное развитие ребенка взаимосвязано с развитием телесного образа или чувства тела. (1; с.289)

В дошкольные годы, особенно в 5-ти летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя, как представителя определенного пола. Усвоение же образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника.

(2; с.38)

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры.

Проблема детского онанизма.

Главное сразу понять, что детский онанизм – явления абсолютно разного характера. Практически все дети так или иначе проходят через это. Первые проявления начинаются в 5-6 месяцев, когда ребенок неожиданно напрягается, краснеет, а потом обмякает и расслабляется. В более старшем возрасте такие проблемы бывают у детей, страдающих запорами, когда напряжение передается половым органам, дальше следует естественная разрядка и ребенок начинает искать способа достижения приятных ощущений. Само по себе такое обследование тела не является патологичным. Чаще проблема во взрослом, его отношению к этому. Проявляя испуг при виде занятий онанизмом и давая понять это ребенку, взрослый тем самым дает понять ребенку, что он занимается чем-то плохим, следовательно, он сам плохой.

В основном такие реакции, как детский онанизм чаще встречаются у детей, у которых нарушена эмоциональная связь с родителями, которые ощущают недостаток тактильного контакта с родителями. И тогда малыш начинает искать способ удовлетворения своей потребности в ласке: в навязчивых движениях, в сосании пальцев, кручении волос, онанизме. Таким образом ребенок находит способ успокоения.

Существует взаимосвязь, особенно у девочек, между принуждением в еде, уговорами и онанизмом.

Лучшее, что можно посоветовать родителям, у детей которых наблюдается онанизм, - более активно проявлять свою любовь к детям, чаще обнимать их, гладить по голове.

Обращения к специалисту необходимы, если ребенок начинает заниматься онанизмом прилюдно. Это свидетельствует о том, что ребенок не контролирует свои действия. Тогда первый шаг взрослого – обращение к невропатологу.

«Трудные» вопросы.

На определенном возрастном этапе ребенок начинает задавать вопросы о различиях между полами, о том, откуда берутся дети. Многие дети, не получая ответов у взрослых, обсуждают эти вопросы между собой. Поэтому полезно заранее заготовить такие ответы, которые давали бы ребенку объективную информацию на уровне, соответствующем его возрасту.

Родителям необходимо помнить ряд правил.

1. важно соблюдать гигиенические правила ухода за телом ребенка, в том числе и за половыми органами;

2. следует придерживаться норм в пище, т.к. ее переизбыток из-за переполнения тазовых органов может явиться стимулом к перенапряжению половых;

3. нельзя перенасыщать рацион ребенка возбуждающей пищей: мясом, тонизирующими напитками, пряными блюдами;

4. необходимо соблюдать тепловой режим, так как излишнее укутывание создает условия для раздражения гениталий (потоотделение, сдавливающее белье).

5. размер одежды должен соответствовать возрасту ребенка;

6. информационные перегрузки, шумные активные игры перед сном должны быть ограничены;

7. чрезмерные ласки также являются стимулирующими;

8. информация о различиях полов должна даваться ребенку по мере проявления интереса к ней.

9. нельзя подавлять любознательность ребенка.

(1; 289-293)


Автор статьи: педагог-психолог Штольц М.А.

Литература:

1. Г.А.Широкова. Справочник дошкольного психолога/ Г.А.Широкова. – Изд.7-е.- ростов н/Д: Феникс, 2010.- 382с.- (Справочник)

2. Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. 2-е изд.,- М.: Издательский центр «академия», 1998. – 384с.


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)