Зона ближайшего развития

/ Просмотров: 1566

Существует психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским . Глубоко убеждена, что каждый родитель должен непременно знать об этом законе. Расскажу о нем вкратце.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Например, малыш уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течении дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова: «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…» это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего ...

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга – дела, которые ребенок делает только вместе со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со взрослым.

НЕ ПОДСИЛУ

Вот теперь можно объяснить, что открыл Л.С.Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с самой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, т.е. родители с ним много занимаются, а у другого узкая, т.к. родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно, - грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития! Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду…» . И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!»

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и неровно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль и тогда вы постепенно ослабляете руку. Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!

Если присмотреться к любому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется похожим. Обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы. Если, играя с сыном в электрическую железную дорогу, отец вначале составляет рельсы и подключает к сети трансформатор, то через некоторое время мальчик стремится сделать все это сам, да еще укладывает рельсы каким-нибудь своим интересным способом. Если мать раньше отрывала дочке кусочек теста и давала ей сделать свой, «детский пирожок», то теперь девочка хочет сама замесить и разделать тесто . Стремление ребенка «завоевать» все новые «территории» дел очень важно, и его следует поощрять и всячески способствовать этому. Если этого не делать, то желание детей быть активными угасает и вместе с этим и уходит желание брать на себя различные дела. Поэтому последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «эгоистичны» и т.д. столь же запоздалы, как и бессмысленны.


Педагог-психолог: Штольц М.А.

Литература: Ю.Б. Гиппернейтер. «Общаться с ребенком. Как?»


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)